Новые поступления
20-10-2023

Работы заслуженного деятеля искусств Дагестана Галины Конопацкой участвовали в групповой выставке
«Как будто мы спрятали солнце в океане сказаний»
Haus der Kulturen der Welt (HKW) Берлин.



В этом выставочном и исследовательском проекте прослеживаются миры, существовавшие параллельно, часто вопреки или против тех взглядов, которые последовательно представляли режимы Российской Империи, СССР и современной России в контролируемых районах Восточной Европы, Центральной и Северной Азии.

Берлинская выставка «Как будто мы спрятали солнце в океане сказаний», представляет собой нетоталитарное видение, объединяя множество форм субъективности, воображения и чувственности, которые были приглушены колонизацией и позднее выпали из модернистского канона.

Проект был профинансирован «Haupstadtkulturfonds» и задуман совместно с художниками, кураторами и писателями Ярославом Воловодом, Николаем Карабиновичем, Саодат Исмаиловой, Кимберли Сент-Жюльеном Варноном.

Работы представленные на выставке:


«Патимат» (1968) холст, масло. 83 × 96 cm, репродукция.
«Семья у телевизора» (1970) холст, масло, 170х210 репродукция.
«Космическая мать» (1970) холст, масло, 124x91 репродукция.
horizontal_separatopt
04-11-2021

В стенах Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой состоялось открытие выставки «Книжная иллюстрация в творчестве Галины Конопацкой», приуроченная к 200-летию Ф. М. Достоевского.



Галиной Павловной Конопацкой было оформлено более двадцати книг дагестанских, российских и зарубежных писателей. Наша камерная выставка знакомит с интересной и малоизученной страницей ее творчества – работой иллюстратором в Дагестанском книжном и учебно-педагогическом издательстве с 1955 по 1980-е годы.

Она работала над оформлением романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в 1978 году. Графические листы выполнены в технике размывки тушью, из тональных переходов, оттенков складывается контраст драматических чувств, сюжетное психологическое напряжение.

Второй период (1982–1983) – это часть эскизов к «Братьям Карамазовым» и «Подростку». Раскованно, небрежным пером – обобщенно, схематично намечается поза, жест персонажа.
В этой же технике выполнена серия работ к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина в 1981 году. Словно из солидарности с пушкинской строфой беглый штрих этих рисунков напоминает непрофессиональные, но «острые» наброски поэта на полях его рукописей – иллюстрация в манере пушкинского рисунка.

Данная выставка объединила несколько циклов иллюстраций к произведениям русских и зарубежных писателей: Н. В. Гоголя «Нос» и «Мертвые души», «Мертвые души»; М. Горького «Русские рассказы»; А. Н. Толстого «Хождение по мукам»; М. М. Зощенко «Рассказы»; О. Бальзака «Покинутая женщина»; Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес»; Ч. Диккенса «Холодный дом».
horizontal_separatopt
30-09-2021

В «Mimosa House» - независимой некоммерческой галерее в центре Лондона, основанной и курируемой Дарьей Хан открылась групповая выставка с участием Бонни Кэмплин, Энни Го, Джеки Карути, Янины Краупе-Свидерской, Александры Паперно. Куратор - Дарья Хан.



Название этой выставки навеяно загадочной картиной ‘Космическая мать’ (1970) советской художницы Галины Конопацкой (1911-1989). На картине Космическая Мать предстает как этнически неоднозначная, андрогинная личность, держащая на руках младенца. И мать, и ребенок одеты в костюмы астронавтов и парят в открытом космосе. Композиция перекликается с христианскими православными иконами Мадонны с младенцем, которые можно найти в церквях, но вместо традиционного золотого нимба, окружающего голову Мадонны, Космическая Мать парит перед планетой Земля.

Этот шедевр 1970 года принадлежит к традиции социалистического реализма, стилю спонсируемого государством искусства, который использовался для распространения коммунистической пропаганды и атеистических ценностей в Советской России. Картина Конопацкой предполагает, что святую Мадонну следует заменить атеистическим изображением женщины-космонавта. Ее фигура напоминает о первой женщине, побывавшей в космосе – советском космонавте Валентине Терешковой в 1963 году – и о превосходстве науки и техники над религией. Но эмансипация женщин при коммунизме была обманчивой. Государство нуждалось в женщинах для выхода на рынок труда, а также для того, чтобы стать матерями, в своем стремлении стать ведущей мировой державой во время холодной войны. Это требовало обоих видов рабочей силы, чтобы соответствовать государственным планам роста производства и воспроизводства.

И все же, что произойдет, если мы отбросим этот контекст? Если бы вместо этого мы решили взглянуть на изображение через призму киберфеминизма и квир-научной фантастики и, поступая таким образом, построить вокруг него альтернативную систему знаний? Отказ от исторического контекста может оставить нас с другим, раскрепощенным образом – футуристическим портретом всемогущей иконы научной фантастики, богини с изменчивым полом, космической опекунши.

Этот образ служит приглашением переосмыслить историю искусства и феминизма в нашу пользу. Она просит нас поразмыслить о взаимосвязи между наукой, идеологией и воображением. Можем ли мы рассматривать Космическую Мать как оптимистическое предчувствие, говорящее о странной Вселенной, месте, независимом от биологического родительства, где участие в сферах науки, техники и религии больше не разделено по признаку пола и расы, а уравнено? Работы художников на выставке опираются на космологию, научную фантастику, эзотерические практики и мифологию предков, которые деконструируют официально одобренный научный дискурс. Демонстрируя видео, звук, живопись и графику, выставка исследует, как альтернативные знания и радикальное воображение пересекаются в разных культурах и географических регионах и выступают в качестве инструмента сопротивления доминирующему мировому порядку полезности, удобства и стандартизации.

Выставка стала возможной благодаря Таусе Махачевой, Доминику Паевски, Гражине Свидерской, Матеушу Свидерскому и Паулине Оловской.
horizontal_separatopt
10-05-2021

ГМИИ им. Гамзатовой открылась персональная выставка члена Союза художников России, живописца, графика, театрального художника, литератора, теоретика изобразительного искусства, куратора многих культурных акций Юрия Августовича, приуроченная к 70-летнему юбилею художника.



Представляемая выставка делится на две экспозиции: графическую, представленную «эпографикой» (8 зал) последних лет, и живописную, объединившую в себя работы, созданные в разные годы (1 зал).

Эпографика – авторское жанровое образование, образующееся через «словесно-визуальное» решение композиции листа, в котором художник-поэт-мыслитель переплетает неразделяемые части (художественные и семантические) творческого образа.

Живопись, разная в своем хронометражном измерении, но всегда точная, «отчеканенная» смыслами и образами, мыслями, ощущениями и переживаниями, продиктованными идеями и временем.
horizontal_separatopt
30-04-2021

В Музее Махачкалы состоялось открытие юбилейной выставки «Жанна Колесникова. Графика. Ретроспектива. 1970-2020-е гг.»



В экспозиции были представлены работы из собрания автора, Музея Махачкалы и частных коллекций.
horizontal_separatopt
11-02-2021


В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой состоялось открытие выставки
"Галина Конопацкая. 110 лет со дня рождения"



Галина Павловна Конопацкая (1911-1989) является одним из прославленных дагестанских художников, оказавшим огромное влияние на развитие дагестанского изобразительного искусства, человеком большого таланта и сложной судьбы. В 1948 году она последовала за мужем, художником А. И. Августовичем, на поселение в Магаданскую область. В 1955 году, получив запрет на проживание в столичных городах, Г. П. Конопацкая с мужем приехали в Дагестан, где семья и прожила всю жизнь. С этого момента начинается главный период ее жизни – дагестанский. Как справедливо отметила искусствовед Т. П. Петенина: «Когда в ее воспоминаниях читаешь: «Я очень люблю Дагестан», - ей веришь абсолютно». Именно в Дагестане она по-настоящему раскрылась как художник с собственной стилистической манерой.

И в этом, внешне случайном, совпадении есть свои логические параллели. В творчестве Г. П. Конопацкой отразилась вся жизнь советского Дагестана, от его становления («Победа на красном коне», «Годы борьбы», «Красная конница»), тяжелых лет испытаний («Письмо с фронта»), до бушующего энергией и радостью периода 1960-1980 гг. Это время, когда художник жила в Дагестане и с любовью отображала все, что казалось ей интересным. Именно жизнь Дагестана 1960-1980 годов отразилась в ее произведениях наиболее полно. Это и многочисленные сцены аульских будней, и те новые явления, которые были привнесены в жизнь горцев в советский период («Самолет улетел», «Вертолет», «Цирк», «Ликбез»), и целые циклы, посвященные новому облику республики: стройки, махачкалинский порт, консервный завод и, конечно, многочисленные пейзажи и прекрасные образы дагестанок. Вместе с тем, в работах Г. П. Конопацкой совершенно нет того, что можно отнести к понятиям «заказного» и официозного характера. Напротив, они трогают и подкупают именно искренностью, силой чувств, ощущением радости бытия. К ней в полной мере подходят слова Б. Окуджавы «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить». Жизнь на ее полотнах представлена во всем разнообразии реальности того времени. Все значительные и, казалось бы, незначительные, бытовые события вызывали интерес художника: возвращение сына из армии, обеденный перерыв, семья у телевизора и многие другие, не считая многочисленных праздников. Неслучайно, даже в названиях ее произведений часто звучит это слово: «Праздник первой борозды», «Праздник урожая», «Праздник у чабанов», «Праздник» или же действа, связанные с ними – «Танец», «Скачки», «Мелодии гор», «Музыканты».

Весь мир в работах Г. П. Конопацкой предстает таким родным, движущимся, меняющимся. Глядя на ее работы, ловишь себя на ощущении, что художник запечатлела на своих полотнах один определенный миг, и, кажется, что в следующий момент ее герои сделают шаг, поменяют позу, и в то же время он остался навечно запечатлен рукой художника. В своих произведениях Конопацкая стремится не только запечатлеть вдохновивший ее мир, хотя в равнодушии к деталям ее нельзя упрекнуть, но и передать то настроение, которое они вызывают. Можно сказать, что она сохранила для нас не только образ эпохи, в которой жила, но и ее эмоциональный портрет. Поэтому, глядя на ее произведения, мы оказываемся в давно любимом и знакомом прошлом.
horizontal_separatopt
05-02-2021
В Северо-Кавказском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Владикавказ) проходит выставка «Конопацкие – Августовичи – Колесниковы – Мурзабековы. Семейный портрет на фоне гор». Куратор проекта Джамиля Дагирова.
Это совместный выставочный проект Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи, ДРОО «Первая Галерея», СКФ ГЦСИ-Пушкинский музей. Выставка посвящена 110-летию Г.В Конопацкой, 70-летию Ю. А. Августовича и отъезду семьи из Дагестана со всей коллекцией работ.

В экспозиции представлены живопись, графика, семейные, личные документы, отображающие линию жизни и деятельности восьми известных дагестанских художников: Галины Конопацкой, Алексея Августовича, Василия Колесникова, Натальи Конопацкой-Мурзабековой, Юрия Августовича, Жанны Колесниковой, Алисы Августович, Альбины Августович-Муслимовой.
horizontal_separatopt
27-02-2020

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой состоялось открытие персонального выставочного проекта «Жанна Колесникова» (к 70-летниму юбилею художника), приоткрывающий широкий диапазон творчества автора.



Организаторы выставки совместно с автором сделали попытку приоткрыть и объяснить сложный, тонкий, многогранный, порой воздушно еле уловимый, порой конкретно монументальный, но всегда на грани ирреального и реального, как восточная сказка с её утонченными образами и метафорами, мир художника.
horizontal_separatopt
В галерее А3 20-08-2015

Проект "Сто видов горы Тарки-Тау". Альбина Конопатская.



Предельно эмоциональная и уже в силу этого самодостаточная живопись цикла «100 ви­дов горы Тарки-Тау» Альбины Конопатской, рассчитанная на прямой контакт со зрителем, максимально противится любым однозначным методам искусствоведческой оценки, ис­толкования и объяснения. Самотождественность художественного жеста определяет связь между зрителем и автором, делающей любой комментарий излишним. По свидетельству Мо­риса Мерло-Понти, это определяет статус живописи в качестве «последней метафизики».

Метафизика есть процесс узнавания, причина узнавания - символический порядок коммуникативной машины между зрителем и автором появляется место комментатора, дополнительности? Тем более тогда, когда комментатор, осознающий свою избыточность, тем не менее поставлен в условия говорящего об истине художественного творения.

Задано ли это место самой структурой произведений или оно определено потребностью зрителя в интерпретации? Комментатор, являясь соавтором художника, строит рядом с изобразительным рядом вербальный, одновременно оказываясь одним из зрителей. Возникает статус тире - «штриха», являющегося первоэлементом изобразительности Альбины Конопатской, а также местом, откуда производится высказывание комментатора. Тире располагается в промежутке между двумя символическими порядками -порядком самодостоточнного авторского жеста и порядком зрительского восприятия или тем, что, с легкой руки Жака Лакана, получило наименование «промежутка между двумя смертями». Именно в этом, «пустом», по Лакану, пространстве размещаются структуры имажинера (А. Карбен)., исследования которых и стали предметом осуществления авторитетных эвристических директив Жильбера Дюрана в форме социологии воображения. Конституировать статус тире, статус воображаемого, разместиться в нем и означает вложить в конверт послания некую дополнительность - эпиграф.

Вернисаж состоялся 20 августа с 19.00 до 22.00 в галерее А3. Москва.
Выставка работает с 20 по 30 августа 2015 года
horizontal_separatopt
24-06-2015

В музее истории города Махачкалы проходит выставка эпографики



Основателем этого нового жанра в искусстве еще 15 лет назад стал художник Юрий Августович. Эпографика сочетает в себе и поэзию и живопись. На сегодняшний день в коллекции художника около трех тысяч работ, и все они выставлены в музее истории города Махачкалы.

Для автора выставки в сочетании изображения и слова, слово первично. Онсовной упор делается на поэзию.
Как художник Юрий Августович известен в широких кругах, а вот с поэзией его знакомы лишь немногие.
Многие впервые читают творения мастера на выставке. Продлится экспозиция до 15 августа.
horizontal_separatopt
20-11-2014

Выставка «Первая актриса Дагестана» в честь 100-летия Барият Мурадовой открылась в Москве



Художественно-документальная выставка «Первая актриса Дагестана», посвященная 100-летию со дня рождения выдающейся дагестанской актрисы Барият Мурадовой, открылась 20 ноября в Театральном салоне на Тверской – филиале Государственного центрального театрального музея имени А. Бахрушина

На выставке среди экспонатов, большинство из которых были предоставлены Музеем истории театров Дагестана и семейным архивом актрисы, можно увидеть портрет написанный кистью дагестанского художника Августовича Алексея Ивановича. Портрет написан в 1973 году.
horizontal_separatopt
03-07-2014

Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Алексея Августовича, проходит в Махачкале



Художественная выставка работ заслуженного деятеля искусств ДАССР Алексея Августовича, посвященная 100-летию со дня его рождения, открылась 3 июля в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Данный выставочный проект организован ДМИИ им. П.С. Гамзатовой совместно с Музеем истории города Махачкалы. В экспозиции представлено более 150 живописных полотен художника. Выставку дополняют документальные видеоматериалы о художнике.

Познакомиться с выставкой в музей пришли деятели искусств, представители министерств, художественных учебных организаций, почитатели творчества художника и просто любители искусства.

О художнике тепло отзывались люди, которым удалось встретиться и пообщаться с ним лично. Одной из них является директор художественной галереи современного искусства «Первая галерея», искусствовед, член АИС Джамиля Дагирова: «Это корифей, это мастер. Во-первых, это все очень профессионально сделано и очень легко, и я имела честь застать его в живых, пообщаться с ним. Он очень приятный человек, в этом можно было убедиться после просмотра фильма. Потрясающий, полный энергии, обаяния, душевной теплоты человек. Это золотой фонд Дагестана. Этого художника должны знать все».

Хрестоматийность творчества Августовича обозначена не только профессиональным, техническим мастерством, но, пожалуй, в первую очередь, сюжетной линией. Об этом сказал и художник, член СХ РФ Закарья Закарьяев: «Это гигант. Мне всегда нравились его работы. Гигант живописи. Мне нравится каждая работа. На этих полотнах изображена вся наша история. Работы написаны в интересной манере, что создается впечатление, будто бы это было вчера, даже и не пахнет стариной, как будто бы это происходит сейчас».

Несмотря на такую преданность Дагестану, география творчества Алексея Августовича достаточно широка и разнообразна («Таллиннская крепость», «1 Мая в поселке Ягодное», «Купальщицы», «Студия», «Аул под горой», «Тату Булач», «Герой Гражданской и Великой Отечественной войн К. Р. Караев», эскиз «Шариатский суд над Уллубием Буйнакским», «Река Терек в Орджоникидзе», «Портрет народной артистки СССР Барият Мурадовой» и многие другие).

Особого внимания заслуживает серия автопортретов, в которой прослеживается отношение Алексей Ивановича к выбранной профессии. Это подтвердил в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» один из посетителей выставки – старший преподаватель кафедры русской литературы филологического факультета ДГУ Муса Гаджиев: «Прекрасная выставка. Для специалистов, которые хорошо знают творчество Алексея Ивановича Августовича, может быть, это хорошо известно, знакомо, но для тех, кто впервые видит собранное в одном месте богатство работ одного из лучших художников Дагестана, это настоящий подарок. Мне нравится, как сделана выставка, уголок автопортретов. Один из них я назвал для себя Дон Кихотом. Автопортрет с палитрой – это очень символическая метафора. Он, мне кажется, отражает дух, внутреннюю сущность Алексея Ивановича, человека с очень сложной драматической судьбой. Судьбой, в которой были и плен, и сталинские лагеря... Но при всем при этом работы художника удивительно светлые и разноплановые».
horizontal_separatopt
15-05-2013

Выставка «Дагестан глазами русских художников»



15 мая в Государственном центральном музее современной истории России в Москве состоялось открытие выставки «Дагестан глазами российских художников». Выставка организована по инициативе Государственного центрального музея современной истории России, Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой и Музея истории города Махачкалы.
По идее организаторов, значительная часть выставочного пространства посвящена теме Кавказа в русском изобразительном искусстве – этот раздел экспозиции называется «Дагестан глазами российских художников». Здесь представлены десятки произведений замечательных художников XIX-XXI веков, в творчестве которых Дагестан занимает одну из главных тем. Это работы Евгения Лансере, Даниила Федорова, Владимира Шлепнева, Алексея Августовича, Владимира Горчакова, Гюлли Иранпура, Галины Конопацкой, Аллы Марковской, Галины Пшеницыной, Алексея Шарыпова и других.
horizontal_separatopt
30-10-2012

Августович Юрий Алексеевич "Эпографика". Городские чтения в музее истории г. Махачкалы



30 октября 2012 года, впервые за много лет, перед публикой читал свои стихи известный дагестанский художник Юрий Августович. На вопрос, что подвигло его нарушить своеобразный обет молчания и выступить перед столь широкой аудиторией, он ответил, что, скорее всего, причиной стало обаяние и настойчивость директора музея Заремы Дадаевой.